Обобщение педагогического опыта

   Разработки открытых уроков, занятий по внеурочной деятельности:
  Урок биологии в 8 классе 

Тема урока: «Транспорт веществ»                                  

Ход урока

Урок проводится в форме игры-кругосветки

1.      Организационный момент. Слайд №1,2

Приветствие, объяснение порядка проведения урока.

2.      Основная часть.

Станция №1. Аукцион знаний Работа над терминами. (фронтальная проверка знаний). Слайд №3,4

  1. Движение крови по сосудам. (Кровообращение).
  2. Самый крупный сосуд. (Аорта).
  3. Красные кровяные клетки. (Эритроциты).
  4. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз).
  5. Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная).
  6. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови. (Гемофилия).
  7. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения).
  8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина).
  9. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты).
  10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет).
  11. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены).
  12. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор).
  13. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин).
  14. Жидкая часть крови. (Плазма).
  15. Группа крови универсального донора. (1 или 00).
  16. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело).
  17. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная).
  18. Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс).
  19. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения).
  20. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии).

Станция №2 Математическая «Биология – наука точная». Слайд №5

  1. 90% (количество воды в крови).
  2. 300 г (масса сердца).
  3. 60-80 раз в минуту (количество сердечных сокращений).
  4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).
  5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).
  6. 0,9% (количество хлорида натрия в крови).
  7. 5 млн/мм3 (количество эритроцитов).
  8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
  9. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).
  10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).
  11. 2,5 см (диаметр аорты).
  12. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).

Станция №3. Историческая. Знание персоналий в биологии. Слайд №6,7,8

Ÿ  Легенда о первом в мировой истории марафоне связана с именем греческого воина Филиппида, который считался лучшим бегуном. Предание гласит о том, что именно он первым из гонцов принёс в Афины весть о победе греков под Марафоном, которые 12 сентября 490 года до н.э победили там персидское войско. Гонец пробежал 40 км за 3 часа. Появившись на площади с криком “Радуйтесь, мы победили!” упал мертвым. Произошла остановка сердца почему?

 

Ÿ  Удручённый старостью Римский папа Иннокентий III, приказал ввести себе кровь троих молодых юношей, в результате чего скончался. Что стало причиной смерти?

Выполнение задания на знание строения сердца.

Динамическая пауза (подсчитали пульс в состоянии сидя за 10 сек, умножили на 6. Сделали 10 приседаний, снова подсчитали пульс за 10 сек, умножили на 6. Определили, на сколько увеличился пульс).

Т = П2 – П1/П1*100%

Слайд №9

Станция №3 Аналитическая Найдите ошибки в тексте (работа в парах) Слайд №10,11,12

Текст 1. Эритроциты.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 10 млн. (5 млн.) Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки шаровидной формы (двояковогнутая лепешка), не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (в красном костном мозге). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

 

Текст № 2. Лейкоциты.

Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов, имеют нитевидное (амебоидное)тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 их от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс). Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П.Павлов (И.И.Мечников).

Текст № 3. Сердце.

Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца около 1 кг (300 г). И снаружи (снаружи – соединительная ткань), и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении. Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта – начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (с).

Станция №4 Медицинская. Приём в травматологическом пункте. Слайд №13

1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови – алый.

Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2 часов (чтобы не вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

2.У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб, кровотечение обильное, кость не повреждена.

Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или «шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.

 

3.У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена.

Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.

Станция №5. Контрольная. Слайд №14росы:

1. Ка Вопросы:

1. Какие сосуды имеют самые тонкие стенки?

2. Внутри каких сосудов имеются клапаны?

3. В каких сосудах кровь течет под наибольшим давлением?

4. Из какого отдела сердца начинается БКК?

5. Из какого отдела сердца начинается МКК?

6. Что обеспечивает движение крови по сосудам в одном направлении?

7. По каким сосудам кровь течет под наименьшим давлением?

3.      Подведение итогов. Слайд №15

4.      Рефлексия. Учащиеся получают бланки:

Фамилия Имя___________________

  • Как я усвоил материал темы (подчеркнуть нужное)
  • Я отлично усвоил эту тему
  • Я усвоил тему и разобрался хорошо
  • Я усвоил, но кое-что надо повторить
  • У меня проблемы, но я справлюсь сам

У меня проблемы, нужна ваша консультация.

Источники информации

Учебники:

- Биология. Человек и его здоровье. 8 класс учебник для общеобразоват. учреждений/В.С. Рохлов С.Б. Трофимов; под ред. Д.И. Трайтака – М.287с.

- Биология. Человек. 8 класс. Н. И. Сонин М. Р. Сапин – М. Дрофа. 287с.

Электронные ресурсы:

Ÿ  http: school-collection/edu/ru/catalog (анатомо-физиологический атлас человека. Внутренняя среда организма)

Ÿ  http: school-collection/edu/ru/catalog (анатомо-физиологический атлас человека.Кровеносная и лимфатическая система)

Ÿ  ПО Easi teach Next Generation для интерактивной доски Elite Panaboard.


 

Апрель 2020, Всероссийская конференция "Юные дарования"
 31 октября 2019г.  Участие в III Всероссийской научно-практической конференции "Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы". Представление доклада"Формирование экологической культуры обучающихся во внеурочной деятельности"  
                                                           


27 сентября 2019г. было организовано выездное заседание Клуба "Молодой специалист", оно проходило на базе санаторно-лесной школы. Лежнина Е.Н. провела мастер-класс "Организация различных форм работы на уроках".




31.01.2019г. на базе СОШ №64 г. Томска прошел Фестиваль педагогических идей. Мероприяти устроено специально, чтобы показать работу молодых специалистов и их наставников.
Опыт групповой формы работы представили Лежнина Е.Н. и Палехова М.С.


30 - 31 октября 2018 г. в ТГПУ прошла международная конференция, посвящённая проблемам  преподавания естественно-математических наук, информатики
"Проектная деятельность как метод формирования ключевых компетенций во внеурочной деятельности по экологии" - тема доклада, полный текст статьи размещён в сборнике конференции.




Я - учитель


Интерес к предмету биологии возник у меня ещё в детстве. Учитель биологии, замечательный педагог по духу, по призванию сумела привить нам интерес к этому удивительному предмету. До сих пор я помню все лабораторные опыты, наблюдения, которые проводили мы вместе с учителем и очень сожалею о том, как изменилась сегодня учебная программа и на глубокое изучение природных объектов осталось так мало времени. А ведь ещё классики педагогики считали, что пытливость и наблюдательность формируются только в общении с природой (Ж.Ж. Руссо). Наш соотечественник К.Д. Ушинский писал: «Чтобы образовать обширный и сильный ум должно много наблюдать и думать». Предмет биологии представляет прекрасную возможность наблюдений за живыми объектами.
Когда появился новый предмет – химия, он сразу отвлёк внимание многих из нас от других предметов. Мне очень нравилось изучать закономерности химических явлений, уметь составлять химические формулы, писать уравнения реакций. Постепенно пришло осознание, что химия и биология неразрывно связаны, что все живые объекты состоят из сложнейших веществ, так появилось новое увлечение – биохимия. После окончания школы передо мной не стояло вопроса, куда пойти учиться. Я сразу поступила в Иркутский государственный университет на биолого-почвенный факультет. После окончания университета многие мои однокурсники предпочли карьеру учёного и успешно занимаются своим любимым делом. Мне же всегда хотелось не просто знать самой, но и научить других. Поэтому я распределилась в школу. Отработав более тридцати лет школьным учителем, я понимаю, что это был правильный для меня выбор.
В жизни было много разного: взлёты, падения, сомнения в правильности выбора. Наша жизнь неотделима от истории страны. Мы пережили жуткое время, когда кругом говорили о непрестижности профессии учителя, о рыночных отношениях. Спасение было в работе, в семье, в своих учениках. Теперь я могу гордиться тем, что сохранила верность своей профессии и преданность своему делу. Убеждённость в важности и необходимости которого я получаю от общения со своими учениками. А ещё испытываю неподдельную гордость за своих учеников. Среди них есть врачи, агрономы, учителя, работники сельского хозяйства, те, кто работает на земле. Все они выросли настоящими людьми, полезными себе, семье, своей стране. Приятно думать, что в их увлечении биологией и химией, становлении как профессионалов и как личностей есть частичка моего труда.

Педагогов отличает гражданская ответственность и общественная активность. Но быть патриотом, по моему мнению, не значит только восхищаться своей страной, её красивейшей природой, богатствами, достижениями. Убеждена, что настоящему патриоту присуще чувство ответственности за страну, за её будущее. Меняется время, меняются и подходы к образованию, к его содержанию. Новые технологии предполагают более глубокие знания в области химии и биологии. А значит, учителю необходимо повышать свой профессиональный уровень, постоянно учиться, самосовершенствоваться. Кроме того, недостаточно просто обеспечить высокий уровень знаний обучающихся. Нужно подготовить их к пониманию необходимости реализации идеи устойчивого развития на основе становления общих коэволюционных ценностей. Идеи развития в гармонии и сотворчестве с природой должны стать неотъемлемой частью сознания каждого образованного человека. Формирование экологического мышления начинается в семье, имеет своё продолжение в дошкольном и школьном образовании. Поэтому педагогическому коллективу, а особенно учителю биологии так важно организовать работу с родителями своих учеников. Для этого нужно проявлять искреннюю доброжелательность, уважение к ученикам и их родителям, к коллегам по работе. Соблюдение принципов педагогической этики – обязательное условие успешной работы педагога. Эти принципы не исключают наличие в характере педагога такого качества как требовательность. Именно это качество учителя помогает учащимся преодолеть трудности, раскрыть свои способности, поверить в себя. 

1. Организация работы методического объединения учителей - предметников санаторно-лесной школы:
План работы методического объединения учителей - предметников школы на 2017 - 2018 учебный год.

2. Распространение педагогического опыта по сопровождению молодых учителей:

1. Программа работы методического объединения школы.

2. План работы по сопровождению молодых учителей на 2017 - 2018 учебный год.


3. Наличие собственных разработанных образовательных программ:

Программы по экологии


Программа "Лето - 2017 1 смена"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология" 6 класс
Программа элективного курса "Экология и здоровье человека"


Программы для работы с обучающимися среднего звена 2017-2018 уч. год.

1.      Рабочая программа по географии «Введение в географию» 5 класс 1 час в неделю.
2.      Рабочая программа по биологии «Введение в биологию» 5 класс 1 час в неделю.
3.      Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная экология» 5 класс 1 час в неделю.
4.      Рабочая программа по биологии «Живой организм» 6 класс 1 час в неделю.
5.      Рабочая программа по биологии «Многообразие живых организмов» 7 класс 2 часа в неделю.
6.      Программа элективного курса «Экология и здоровье человека»
7.      Рабочая программа по биологии «Человек» 8 класс 2 часа в неделю.

8.      Рабочая программа  "Химия 8 класс" 2 часа в неделю.
9.   Программа работы летнего оздоровительного лагеря по направлению "Экология"

4. Наличие собственных учебно-методических разработок: 

1. Контрольно-оценочные средства. Курс "Естествознание" (Биология) в программе My Test. 2014 год. 
2. Контрольно-оценочные средства. Курс "Естествознание" (Химия) в программе Word.  2014 год.

5. Наличие публикаций по проблемам развития, обучения, обобщению опыта: 

1. Разработка урока. Журнал «Современный урок», Г. Москва, издательство журнала «Современный урок» центр «Педагогический поиск", 2008 год.
2. Статья  «Использование компьютерных технологий как средства повышения мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья», "Актуальные задачи современной модели образования" ТОИПКРО, материалы Всероссийской научно – практической конференции, апрель, 2009 год. 315 стр.
3. «Методическая разработка урока с использованием компьютера» Компакт – диск «Открытый педагогический форум «Новая школа – 2011», Издательство «Школьная Пресса», 2012 год.
4. «Использование биологически активных веществ по уходу за состоянием волос и ногтей»
 Компакт – диск «III межрегиональная студенческая научно – практическая конференция «роль качества продукции и услуг в повышении эффективности производства»
ОГБОУ СПО  «Томский колледж дизайна и сервиса», 2013 год.
5. Разработка урока  «Семейство Розоцветные растения»
«Лучший урок года. Методические материалы победителей областного конкурса образовательных учреждений СПО» ОГБОУ ДО «Учебно-методический центр дополнительного профессионального образования», 2013 год 243 стр.
6. «Использование проектной деятельности на уроках биологии и химии как метода реализации требований ФГОС» Материалы III Всероссийской научно – практической конференции «Инновационно – поисковая деятельность  педагога в условиях перехода на ФГОС среднего профессионального образования, ФГОС начального образования и ФГОС дошкольного образования» ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»,  2014 год 144 стр.
7. «Проблемно-развивающее обучение как средство повышения мотивации у обучающихся на уроках биологии и химии».«IV международная  студенческая научно – практическая конференция «Роль качества продукции и услуг в повышении эффективности производства»
ОГБОУ СПО  «Томский колледж дизайна и сервиса», 2014 год.
8. Х межрегиональная научно-практическая конференция обучающихся «Экологические проблемы нашего Причулымья». Статья «Семь чудес природы Томской области»
9."Проектная деятельность обучающихся при изучении химии и биологии в условиях инклюзивного образования". Х межрегиональная научно-практическая конференция обучающихся "Экологические проблемы нашего Причулымья".
10. Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование: занятость и самозанятость молодёжи в России и за рубежом». Статья «Практический опыт создания и организации деятельности кластера»
6. Проведение открытых занятий, уроков, участие в проведении круглых столов, семинаров: 
 
1. Семинар «Развитие инклюзивного образования в школе», доклад «Использование инновационных технологий» апрель, 2009 год Информационно – методический центр г. Томск.
2. Руководство педагогической мастерской по теме «Формирование здоровье сберегающей среды на уроках естественнонаучного цикла» 2009 – 2010 учебный год Информационно – методический центр
3.ТОИПКРО курсы повышения квалификации «Специфика организации образовательного процесса для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях общеобразовательной школы». Доклад «Использование различных технологий в учебном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья», 2012 год.
4. ТОИПКРО курсы повышения квалификации «Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно- развивающей работы со слабоуспевающими детьми в рамках требований ФГОС». Доклад-презентация «Актуальность использования проектной деятельности во внеурочной работе с детьми», 2013 год.
5. Открытый урок «Основные семейства двудольных растений» ноябрь, 2013 год.
6. Областная конференция «Экоориентир – 2014».Тема обсуждения «Экологические проблемы Томской области»
7. «День Земли», внеклассное мероприятие апрель, 2014 год.
8. «Эхо войны», внеклассное мероприятие май 2014 год.
9. Участие в Межрегиональной научно-практической конференции "Социально-профессиональная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования". Тема доклада «Проектная деятельность как средство социальной адаптации обучающихся», 2015 год.
10. Классный час "Песни военных лет" май 2016 год.
11. Проведение открытого урока в 8 классе по теме "Основные типы тканей" октябрь 2016 год.
12.Региональный фестиваль «Единство урока и внеурочной деятельности школьников в предметах естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС», участие, 2016 год.
13. Экологические чтения "Учимся жить устойчиво в глобальном мире" в рамках сетевого партнёрства по образованию в интересах устойчивого развития.



7. Обобщение опыта на региональном и всероссийском уровне.

1. Участие во всероссийской научно-практической конференции "Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы" 2-3 ноября 2015 года.


2. Участие в Межрегиональной  научно-практической конференции "Организация исследовательской деятельности детей и молодёжи:проблемы, поиск, решения"        2 ноября 2017 год



  3. Выступление с докладами на мероприятиях разных уровней:
  • Доклад «Проектная деятельность во внеурочной работе педагога-предметника». Выступление на курсах повышения квалификации.
  • Доклад «Использование различных технологий в учебном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Доклад «Актуальность использования проектной деятельности во внеурочной работе с детьми»
  • Доклад «Решение экологических задач при изучении химии и биологии в условиях инклюзивного образования».
  • Доклад «Проектная деятельность как средство социальной адаптации обучающихся»
  • Доклад «Проектная деятельность во внеурочной работе педагога-предметника» (подтверждающие документы стр. "Официальные документы")









Комментариев нет:

Отправить комментарий