Тема урока: «Транспорт веществ»
Ход урока
Урок проводится в форме игры-кругосветки
1. Организационный момент. Слайд №1,2
Приветствие, объяснение порядка проведения урока.
2. Основная часть.
Станция №1. Аукцион знаний Работа над терминами. (фронтальная проверка
знаний). Слайд №3,4
- Движение
крови по сосудам. (Кровообращение).
- Самый
крупный сосуд. (Аорта).
- Красные
кровяные клетки. (Эритроциты).
- Процесс
пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз).
- Кровь,
насыщенная углекислым газом. (Венозная).
- Наследственное
заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате
несвертываемости крови. (Гемофилия).
- Путь
крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения).
- Препарат
из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина).
- Белые
кровяные клетки. (Лейкоциты).
- Способность
организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет).
- Кровеносные
сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены).
- Человек,
предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор).
- Вещество,
входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин).
- Жидкая
часть крови. (Плазма).
- Группа
крови универсального донора. (1 или 00).
- Вещество,
вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело).
- Кровь,
насыщенная кислородом. (Артериальная).
- Колебания
стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме
сокращения сердца. (Пульс).
- Путь
крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения).
- Сосуды,
несущие кровь от сердца. (Артерии).
Станция №2
Математическая «Биология – наука точная». Слайд №5
- 90% (количество воды в крови).
- 300 г (масса сердца).
- 60-80 раз в минуту (количество
сердечных сокращений).
- 120 дней (продолжительность жизни
эритроцитов).
- 0,8 с (длительность сердечного
цикла).
- 0,9% (количество хлорида натрия в
крови).
- 5 млн/мм3 (количество эритроцитов).
- 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в
капиллярах).
- 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление
крови).
- 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).
- 2,5 см (диаметр аорты).
- 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).
Станция №3. Историческая. Знание персоналий в биологии. Слайд №6,7,8
Легенда о первом в мировой истории
марафоне связана с именем греческого воина Филиппида, который считался лучшим
бегуном. Предание гласит о том, что именно он первым из гонцов принёс в Афины
весть о победе греков под Марафоном, которые 12 сентября 490 года до н.э
победили там персидское войско. Гонец пробежал 40 км за 3 часа. Появившись на
площади с криком “Радуйтесь, мы победили!” упал мертвым. Произошла остановка
сердца почему?
Удручённый старостью Римский папа
Иннокентий III, приказал
ввести себе кровь троих молодых юношей, в результате чего скончался. Что стало
причиной смерти?
Выполнение задания на знание строения сердца.
Динамическая пауза (подсчитали пульс в состоянии сидя за
10 сек, умножили на 6. Сделали 10 приседаний, снова подсчитали пульс за 10 сек,
умножили на 6. Определили, на сколько увеличился пульс).
Т = П2 – П1/П1*100%
Слайд №9
Станция №3
Аналитическая Найдите ошибки в тексте (работа в парах) Слайд №10,11,12
Текст 1. Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их
10 млн. (5 млн.) Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не
имеют ядер). Это клетки шаровидной формы (двояковогнутая лепешка),
не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин –
соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются в
селезенке (в красном костном мозге). Основная функция
эритроцитов – транспорт питательных веществ (газов). Заболевание,
связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется
тромбофлебитом (малокровием).
Текст № 2. Лейкоциты.
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче (крупнее) эритроцитов,
имеют нитевидное (амебоидное)тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм3 их
от 9 до 15 тыс. (6-9 тыс). Как и эритроциты, лейкоциты не способны
самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты
пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называется
пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов
вырабатывает иммунные тела – особые клетки (вещества), способные
нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением
защитных свойств крови занимался И.П.Павлов (И.И.Мечников).
Текст № 3. Сердце.
Сердце – двигатель крови в организме. Это трехкамерный (четырехкамерный) мышечный
орган, расположенный в брюшной (грудной) полости. Масса сердца
около 1 кг (300 г). И снаружи (снаружи – соединительная
ткань), и внутри сердце выстлано однослойным эпителием. Внутри
клапанный аппарат, обеспечивающий ток крови только в одном направлении.
Желудочки разделены неполной (полной) перегородкой, и поэтому
артериальная и венозная кровь смешиваются (не смешиваются). Самая
крупная вена (артерия), несущая кровь от сердца – аорта –
начинается от левого желудочка. Сердечный цикл длится 0,8 мин (с).
Станция №4 Медицинская.
Приём в травматологическом пункте. Слайд №13
1.У пострадавшего сильное кровотечение из раны на
правом предплечье, кровь идет толчками, цвет крови – алый.
Ответ. Тип кровотечения – артериальный. Необходимо
наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны
до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2 часов (чтобы не
вызвать некроза). На рану – стерильная повязка. Пострадавшего необходимо
доставить в медпункт.
2.У пострадавшего травма черепа: рассечен лоб,
кровотечение обильное, кость не повреждена.
Ответ. Необходимо промокнуть рану салфеткой, приложить
к ране свернутую в несколько раз марлю и наложить повязку круговую или
«шапочку». Пострадавшего доставить в медпункт для наложения швов.
3.У пострадавшего ссадина на колене, кровотечение
слабое, рана загрязнена.
Ответ. Рану промыть кипяченой водой или раствором
марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану
бактерицидным пластырем, повязка не обязательна.
Станция №5. Контрольная. Слайд №14росы:
1. Ка Вопросы:
1. Какие сосуды имеют самые тонкие стенки?
2. Внутри каких сосудов имеются клапаны?
3. В каких сосудах кровь течет под наибольшим
давлением?
4. Из какого отдела сердца начинается БКК?
5. Из какого отдела сердца начинается МКК?
6. Что обеспечивает движение крови по сосудам в
одном направлении?
7. По каким сосудам кровь течет под наименьшим
давлением?
3. Подведение итогов. Слайд №15
4. Рефлексия. Учащиеся
получают бланки:
Фамилия
Имя___________________
- Как я
усвоил материал темы (подчеркнуть нужное)
- Я
отлично усвоил эту тему
- Я
усвоил тему и разобрался хорошо
- Я
усвоил, но кое-что надо повторить
- У меня
проблемы, но я справлюсь сам
У меня проблемы,
нужна ваша консультация.
Источники информации
Учебники:
- Биология. Человек и его здоровье. 8
класс учебник для общеобразоват. учреждений/В.С. Рохлов С.Б. Трофимов; под ред.
Д.И. Трайтака – М.287с.
- Биология. Человек. 8 класс. Н. И. Сонин
М. Р. Сапин – М. Дрофа. 287с.
Электронные ресурсы:
http: school-collection/edu/ru/catalog (анатомо-физиологический атлас человека.
Внутренняя среда организма)
http: school-collection/edu/ru/catalog (анатомо-физиологический атлас
человека.Кровеносная и лимфатическая система)
ПО Easi teach Next Generation для интерактивной доски Elite Panaboard.
Апрель 2020, Всероссийская конференция "Юные дарования"
31 октября 2019г. Участие в III Всероссийской научно-практической конференции "Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы". Представление доклада"Формирование экологической культуры обучающихся во внеурочной деятельности"
27 сентября 2019г. было организовано выездное заседание Клуба "Молодой специалист", оно проходило на базе санаторно-лесной школы. Лежнина Е.Н. провела мастер-класс "Организация различных форм работы на уроках".
31.01.2019г. на базе СОШ №64 г. Томска прошел Фестиваль педагогических идей. Мероприяти устроено специально, чтобы показать работу молодых специалистов и их наставников.
Опыт групповой формы работы представили Лежнина Е.Н. и Палехова М.С.
30 - 31 октября 2018 г. в ТГПУ прошла международная конференция, посвящённая проблемам преподавания естественно-математических наук, информатики
"Проектная деятельность как метод формирования ключевых компетенций во внеурочной деятельности по экологии" - тема доклада, полный текст статьи размещён в сборнике конференции.
Я - учитель
1. Организация работы методического объединения учителей - предметников санаторно-лесной школы:
План работы методического объединения учителей - предметников школы на 2017 - 2018 учебный год.
2. Распространение педагогического опыта по сопровождению молодых учителей:
Программы по экологии
1. Контрольно-оценочные средства. Курс "Естествознание" (Биология) в программе My Test. 2014 год.
2. Контрольно-оценочные средства. Курс "Естествознание" (Химия) в программе Word. 2014 год.
5. Наличие публикаций по проблемам развития, обучения, обобщению опыта:
1. Разработка урока. Журнал «Современный урок», Г. Москва, издательство журнала «Современный урок» центр «Педагогический поиск", 2008 год.
2. Статья «Использование компьютерных технологий как средства повышения мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья», "Актуальные задачи современной модели образования" ТОИПКРО, материалы Всероссийской научно – практической конференции, апрель, 2009 год. 315 стр.
3. «Методическая разработка урока с использованием компьютера» Компакт – диск «Открытый педагогический форум «Новая школа – 2011», Издательство «Школьная Пресса», 2012 год.
4. «Использование биологически активных веществ по уходу за состоянием волос и ногтей»
8. Х межрегиональная научно-практическая конференция обучающихся «Экологические проблемы нашего Причулымья». Статья «Семь чудес природы Томской области»
9."Проектная деятельность обучающихся при изучении химии и биологии в условиях инклюзивного образования". Х межрегиональная научно-практическая конференция обучающихся "Экологические проблемы нашего Причулымья".
10. Международная научно-практическая конференция «Профессиональное образование: занятость и самозанятость молодёжи в России и за рубежом». Статья «Практический опыт создания и организации деятельности кластера»
3.ТОИПКРО курсы повышения квалификации «Специфика организации образовательного процесса для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях общеобразовательной школы». Доклад «Использование различных технологий в учебном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья», 2012 год.
4. ТОИПКРО курсы повышения квалификации «Организация психолого-педагогического сопровождения коррекционно- развивающей работы со слабоуспевающими детьми в рамках требований ФГОС». Доклад-презентация «Актуальность использования проектной деятельности во внеурочной работе с детьми», 2013 год.
6. Областная конференция «Экоориентир – 2014».Тема обсуждения «Экологические проблемы Томской области»
7. «День Земли», внеклассное мероприятие апрель, 2014 год.
8. «Эхо войны», внеклассное мероприятие май 2014 год.
10. Классный час "Песни военных лет" май 2016 год.
11. Проведение открытого урока в 8 классе по теме "Основные типы тканей" октябрь 2016 год.
12.Региональный фестиваль «Единство урока и внеурочной деятельности школьников в предметах естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС», участие, 2016 год.
13. Экологические чтения "Учимся жить устойчиво в глобальном мире" в рамках сетевого партнёрства по образованию в интересах устойчивого развития.
7. Обобщение опыта на региональном и всероссийском уровне.
1. Участие во всероссийской научно-практической конференции "Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы" 2-3 ноября 2015 года.
- Доклад «Проектная деятельность во внеурочной работе педагога-предметника». Выступление на курсах повышения квалификации.
- Доклад «Использование различных технологий в учебном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Доклад «Актуальность использования проектной деятельности во внеурочной работе с детьми»
- Доклад «Решение экологических задач при изучении химии и биологии в условиях инклюзивного образования».
- Доклад «Проектная деятельность как средство социальной адаптации обучающихся»
- Доклад «Проектная деятельность во внеурочной работе педагога-предметника» (подтверждающие документы стр. "Официальные документы")
Комментариев нет:
Отправить комментарий